Конструктивные, деструктивные эмоции. Невроз. Страсть мага.
А.: Ты говоришь, что безразличие в каком-то вопросе переводит наше поведение на управляемый(инстинктивный) уровень в нем?
А выше мы говорили, что человек, который переживает о внешности (и т.п.) тоже управляем (только на другом уровне). Но он — неравнодушен.
Разве «автономность» поведения человека обратнозависима степени его равнодушия? Ведь человек, который не парится, что о нем подумают, более автономен и менее подвержен управлению со стороны социума. (Начинаю чувствовать себя конспирологом.
При этом «горячее» сердце позволяет жить по-настоящему.
М.: Вооот… ты тоже сразу же уткнулся в противоречивость наших представлений в данном вопросе. Тебе поможет разобраться, если я скажу, что эмоции могут быть конструктивными и деструктивными?
Нам нужны эмоции, которые служат импульсом к действию, дают энергию для движения вперёд. Ты легко отличишь их от всего остального, если будешь помнить, что такие ощущения приносят уверенность в себе, своём выборе, решимость, желание немедленно отбросить всё словоблудие и взяться за дело. Та страсть, которая нам требуется, делает нас созидателями. Совсем другое дело, если сильные переживания толкают на разрушение или парализуют нас, заставляя отказаться от своих текущих дел, да и часто от планов на будущее. Можешь ведь, наверное, вспомнить какое-то сильное переживание, от которого руки опускаются и всё становится бессмысленным, безразличным? Первое — это страстность мага, вполне конструктивное переживание. А второе — невротические переживания, деструктивные по своей сути. Я бы сказала, что невроз — это следствие жизни под не самым доброжелательным управлением. Природа пустоты не терпит, при отсутствии здоровой страстности её место оказывается занято какими-то уродливыми и нездоровыми эмоциями, в сравнении с которыми даже равнодушие кажется спасительным. Страсть мага упорядочивает наше душевное состояние, а невротические переживания привносят хаос и мотивируют к поискам равнодушия.
Могу предложить ещё один критерий для различения «правильных» и «неправильных» эмоций. Неправильные в своей основе, если доискиваться, имеют секс и насилие. А правильные опираются на веру, любовь, надежду.
Давай уже снова вернёмся к опытам над людьми. Ещё один показательный эксперимент.
Исследовалось поведение будущих священников. Для проведения эксперимента отобрали самых-самых — искренних, страстно верующих, убеждённых в своём пути. Всем им было предложено прочитать перед прихожанами проповедь о добром самаритянине. Напомнить тебе эту притчу?.. там человек (житель Самарии), идя по дороге, обнаружил на своём пути внезапно заболевшего человека, лежавшего в пыли. Самаритянин и его жена забрали больного, разместили в своём доме и ухаживали за ним до полного выздоровления. Проповедь, соответственно, призывала оказывать помощь незнакомым людям, попавшим в беду. По пути на проповедь молодых священников поджидал на улице актёр, который при их появлении буквально падал им под ноги в «сердечном приступе». Ну, то есть, в пыли, беспомощный и больной, в точности, как в притче. И ни один из молодых священников не оказал помощь «пострадавшему». Испытуемые обходили бедолагу и продолжали идти на проповедь, предоставив другим заниматься лежащим на земле человеком. Чем, как ты понимаешь, демонстрировали не только равнодушие, но и разрыв между убеждениями и поведением в повседневной жизни. Когда в последствие экспериментаторы расспрашивали о причинах такого безразличия, испытуемые заявили, что сильно спешили на проповедь. Вот тебе, кстати, пример того, как человек проявляет равнодушие, одновременно будучи сильно взволнован возможностью провала своего публичного выступления.
Выводы руководителя эксперимента были полны горестного пафоса: ну вот! сколько детей не учи доброте, милосердию и порядочности, из них всё равно вырастут скоты! Ну, а если немного ближе к тексту: было убедительно доказано, что убеждения не влияют на поведение.
Я совершенно не согласна с такой трактовкой произошедшего. Моё мнение заключается в следующем: поведение испытуемых в этом эксперименте было управляемо, поэтому они и продемонстрировали неэффективные и невротические состояния ума. Мы же не можем не признавать тот факт, что священниками грубо и прямолинейно манипулировали в тот момент?.. Мой вердикт звучит, соответственно: ну, вот! если мы не научим детей противостоять манипулированию, то из них вырастут скоты! А обобщение, что так ведут себя все люди и всегда, на мой взгляд, не выдерживает никакой критики! Это лишь один частный случай, наш ум может пребывать и в иных состояниях, далеко не таких жалких. Будь исследователи правы насчёт разрыва между убеждениями и поведением, то на свете не было бы увлечённых людей, искренне и самоотверженно трудящихся в благородном порыве созидания — спортсменов, творящих чудеса на своих выступлениях, или музыкантов, способных пробуждать глубокие и яркие чувства в аудитории; поваров, создающих настоящие шедевры; инженеров, своими решениями меняющих наши представления о возможном; бойцов, совершающих подвиги, защищая людей; педагогов, способных вырастить обычного ребёнка выдающимся человеком. И много ещё кого не было бы. Магов бы не было, если что.
Запоминай, солнц, накрепко: естественным направлением течения силы в нашем сознании в момент формирования импульса к действию является вектор от Порядка к Хаосу. В случае, если на этом отрезке возникает встречное движение (от Хаоса к Порядку), контур сознания размыкается, и мы больше не можем мыслить эффективно и сопротивляться внешнему управлению.
Усёк? Вот тебе переключатель с управляемого поведения на автономное.
Задание: Анализируем свои наиболее частые переживания с точки зрения конструктивности/деструктивности. Переживания эти мы должны были выявить при выполнении предыдущего задания.
Мозаика.
С.Б.: Каббала выдвигает к ученику два обязательных требования: бескорыстие и страсть к учению. При несоблюдении хотя бы одного из этих двух требований ученик отвергается Наставником.
Изучив предложенную мной на ваше рассмотрение концепцию, вы можете решить, что занятия магией полностью лишены смысла. И знаете? С вами согласятся в этом большинство серьезных каббалистов. Те, кто отдал Каббале всю свою жизнь, заверят вас, что Каббала — наука, весьма отвлечённое знание фундаментальных закономерностей не одного какого-то мира, а всей совокупности миров. И, претендуя на такие высоты, Каббала с безразличием отбрасывает всяческие низменные практические аспекты. Мудрец не снисходит до уровня уличного факира, трюкача. Не растрачивает время своей жизни на погоню за деньгами и властью. И всё же, Каббалистические воззрения не отрицают ни желание иметь много денег, ни власть над людьми, ни … много ещё что.
М.К.: Если материальная цель косвена, то какова мотивация каббалистов? Посмертные сокровища? Стать ближе к творцу?..
С.Б.: Покой. Тот блаженный покой, когда смолкли суетные и недобрые голоса в вашем уме, когда умолкли страсти. Когда вы — часть мира, часть гармонии Замысла. Покой человека с ясным умом, с великим знанием, с чистым светом внутри.
И мало какая награда может быть так же велика, как возможность быть человеком знания, стать Человеком Познавшим.
* * *
С.Б.: Про человечность. Мне думается, что её можно было бы определить как свойственное только людям отношение к знанию, насилию, сексу и власти…
Трибуна.
С.Ч.: Есть у меня одна знакомая — «супервысокочастотница». Я по-началу возмущалась — какого фига она зациклилась на свете, почему она забила на вторую часть себя, ведь тогда она не принимает себя полностью. Спустя время я поняла, что это ее путь не потому что «это ее путь», а потому что именно для нее именно так можно дойти до нужных целей.
У нее уровень, дорога как у святых (похоже), рядом с ней все происходит само. Есть некие человеческие заморочки, но она работает с ними по возможности искренне и безусловно с любовью. Ей все сложнее в социуме, она не гоняется за прибылью, люди идут к ней дуром, учится «не кормить» их хотя и не напрягает кормежка. Нашла себе работу по душе, планирует сделать еще кое-что ближе к делу, денег у нее не много, но «столько сколько нужно». Она реально счастлива. Не в деньгах счастье, а внутри и в голове….
Вот бы теперь мне еще позволить себе их иметь.