Убеждения и естество человека.
Маг: Психологам удалось доказать, что поведение человека не зависит от его убеждений.
В качестве примера можно привести следующий опыт. Нескольким молодым священникам было предложено прочитать проповедь о добром самаритянине. (Напомню, в этой притче речь идёт о том, как прохожие люди не обращали внимания на одного из путников, заболевшего в дороге. Он лежал на тропе, пока его не подобрали сострадательные путешественники.) Молодые священники с радостью согласились. Психологи наняли актёра, который изображал сердечный приступ на улице в тот момент, когда видел приближающегося священника, идущего читать проповедь о самаритянине. Шокирующим результатом эксперимента оказалось то, что ни один из испытуемых не оказал помощи человеку, который на их глазах падал на землю буквально перед их ногами. Когда у священников впоследствии спросили, почему они не оказали помощи попавшему в беду, они отвечали, что слишком торопились на проповедь и понадеялись на помощь других прохожих. Итак, священники, убеждавшие прихожан в тот день оказывать помощь попавшим в беду и совершенно убеждённые в правильности такого поведения, в реальной жизни — просто обходили пострадавшего и шли дальше по своим делам.
Убеждения человека не оказывают влияния на его поведение.
Священники, о которых шла речь, имели твёрдые гуманистические убеждения, но их поведение (их природа) взяли верх, продемонстрировав честолюбие, преобладающее над милосердием. Мы имеем с этим дело каждый день. Человек, ратующий за доброту, милосердие и терпимость, в повседневных поступках может проявлять жёсткость, непримиримость и безразличие к чужим страданиям. При этом, заметьте, его убеждения – совершенно искренни, просто они расходятся с натурой такого человека. А бывает и так, что мягкий, чувствительный, отзывчивый человек имеет убеждения, диктующее ему агрессивное поведение и не допускающее слабость в любом её проявлении. Такой человек старается вести себя жёстко, но при этом остаётся очень чувствительным, отзывчивым в поступках.
Расхождение между убеждениями и природой человека – совершенно обычное дело. Подобное положение вещей не добавляет людям душевного комфорта: поступив согласно убеждениям, человек не может испытывать радость по поводу своего поступка, а поступив согласно своей природе, обречён испытывать чувство вины. Как видите, удовлетворительный вариант таким положением дел не предусмотрен.
Рассмотрим ситуацию на примере: женщина уступает любимого человека сопернице, ради их общего ребёнка, руководствуясь убеждением «на чужом горе счастья не построишь». Казалось бы, она должна испытывать удовлетворение оттого, что поступила так, как хотела. Но если натура этой женщины – страстная и жаждущая победы над конкурентками, вместо удовлетворённости женщина будет испытывать тяжёлую депрессию и страдания при мысли о том, что её любимый с другой. Таким образом, следование убеждениям приводит в данном случае к очень тяжёлому состоянию внутреннего разлада, депрессии, чувству глубокой неудовлетворённости. Можно подумать, что эта женщина просто совершила ошибку, ей следовало поступать согласно своей природе. Но так ли это на самом деле? Прими она другое решение, всё равно не избежала бы тяжёлых внутренних состояний, чувства вины, ожидания «что Бог её накажет».
Каждая из нас переживает состояние внутреннего конфликта между убеждениями и натурой, когда никакой выход из ситуации нас не устраивает, «хочется и колется». При этом внутренняя борьба идёт с переменным успехом: то верх берёт натура, то убеждения. Итог всегда одинаков – мы ощущаем себя несчастными. Если натура окончательно берёт верх над убеждениями или убеждения берут верх над натурой – вместо ожидаемого психологического комфорта мы получаем новую проблему. При полной победе убеждений человек начинает утрачивать весёлость, жизнелюбие, а потом и здоровье. И он уже не просто чувствует себя несчастным, но даже и обречённым, преследуемым роком. При окончательной победе натуры человек делается циничен, беспринципен, ему не дано верить в собственную правоту, он живёт с ощущением, что является порочным, безнадёжным, конченым человеком. Нам не проходят даром Пирровы победы над своим естеством, также как и поражение в битве с самим собой за свои идеалы.
Для того чтобы лучше понимать эту концепцию, следует учесть: наше естество дано нам с самого начала, а убеждения – результат воздействия социума. Но даже отношение к этому утверждению может быть двойственным. Кто-то полагает, что социум уродует нас, внушая ложные идеалы, а кто-то полагает, что следование естеству намертво предопределяет будущее, лишая нас возможности развиваться. Практика же показывает, что разрушение убеждений не менее опасно и болезненно в сравнении с разрушением естества, несмотря на то, что убеждения привнесены извне и появляются позднее, чем врождённые психо-эмоциональные особенности. Также следует учесть, что некая диаметральность натуры и убеждений является всеобщим правилом. Возможно, так получается из-за того, что в современном воспитании долго главенствовал принцип необходимости привития ребёнку противоположных качеств. Т.е. если ребёнок подвижен – в нём стараются воспитать усидчивость; активному и общительному ребёнку – сдержанность и т.д. С точки зрения социума результат такого воспитания превосходен: человек с конфликтом убеждений и натуры не в состоянии как следует организовать свою жизнь, он нуждается в том, чтобы его организовывали.
Расхождения между природой человека и его убеждениями безусловно являются серьёзной проблемой. И не только в магии, но и в любом деле, за которое ни брался бы человек. Очевидно, наилучшим решением является достижение компромисса между убеждениями и природой человека. В магии многие полагают, что эти расхождения на начальных стадиях обучения можно использовать для того, чтобы стимулировать активность ученика, играя на его чувстве гордости, страхах, «запретных плодах» разного рода. Лично я полагаю, что такой подход порочен, потому что и гордость однажды может сломаться, и честолюбие, да и естество может оказаться повреждённым. И в этом случае уже не будет силы, которая бы помогла человеку развиваться дальше.
По моему мнению, правильным путём являются тонкие коррекции как убеждений, так и естественных реакций.
Надо сказать, что магия больше работает с естеством человека, чем с его убеждениями. Поэтому практикующий часто ощущает естественные желания и побуждения людей много лучше, чем даже они сами. Но это так, к слову…